Начинать в организации
создание СУОТ следует с определения конкретных потребностей организации в
соответствии с ее величиной и родом деятельности. Затем намечают цели и вырабатывают политику в области ОТ.
В дальнейшем осуществляют:
– разработку и утверждение
Положения о СУОТ, ее структуре и т. д.;
– разработку и утверждение
др. нормативных документов, определяющих функционирование системы обеспечения
ОТ;
– разработку и утверждение
должностных инструкций специалистов и руководителей;
– разработку перечня
функциональных процессов;
– разработку схемы движения
информационных потоков СУОТ;
– утверждение штатного
расписания;
– набор персонала на основе
собеседований, тестирования, проверки деловых качеств;
– назначение руководителей
процессов и расстановку персонала согласно штатному расписанию, перечню
проектов и процессов.
Основные задачи СУОТ:
– организация работы по
обеспечению выполнения работниками требований ОТ;
– организация работы по
предупреждению производственного травматизма и профессиональных
заболеваний, по улучшению УТ;
– информирование и
консультирование работников организации, в т. ч. ее руководителя, по
вопросам ОТ;
– изучение и распространение
передового опыта в области ОТ, пропаганда охраны труда.
Деятельность СУОТ:
– учет и анализ состояния и
причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и
заболеваний, обусловленных производственными факторами;
– оказание помощи
подразделениям в определении параметров вредных и опасных производственных
факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
– методическое руководство аттестацией
рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и
контроль за их проведением;
– проведение — совместно с
представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных
(доверенных) лиц по охране труда профсоюзов или иных
уполномоченных работниками представительных органов — проверок, обследований
технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов,
приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников,
состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на
соответствие требованиям ОТ;
– участие в работе комиссий
по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения,
отремонтированных установок, агрегатов, станков и др. оборудования;
– согласование
разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и др.
документации в части требований ОТ;
– разработка совместно с др.
подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда,
предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных
мероприятий;
– участие в составлении
разделов коллективного договора, касающихся УТ и ОТ, соглашения
по ОТ;
– оказание помощи
руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в
соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные
и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и
должностей, в соответствии с которыми на основании действующего
законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую
работу и работу с вредными и (или) опасными
условиями труда;
– организация расследования
несчастных случаев на производстве, участие в работе комиссии по
расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся
требований ОТ (актов по форме Н-1 и др. документов по расследованию несчастных
случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных
производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности,
материалов аттестации рабочих мест по УТ, сертификации работ по ОТ и др.), в
соответствии с установленными сроками;
– участие в подготовке
документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями
на производстве или профессиональными заболеваниями;
– составление отчетности (УТ
и ОТ) по формам, установленным Госкомстатом России;
– разработка учебных
программ и организация своевременного обучения по ОТ работников
организации, в т. ч. ее руководителя; проведение вводного инструктажа по
ОТ со всеми лицами, поступающими на работу (в т. ч. временно),
командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на
производственное обучение или практику;
– участие в работе комиссий,
проверяющих знания требований ОТ;
– составление (при участии
руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые
должны быть разработаны инструкции по охране труда;
– оказание методической
помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по
ОТ;
– обеспечение подразделений локальными нормативными актами
организации (правилами, нормами, инструкциями по ОТ), наглядными пособиями и
учебными материалами по ОТ;
– руководство работой
кабинета по ОТ, подготовка информационных стендов, уголков по ОТ в
подразделениях;
– организация совещаний по
ОТ;
– ведение пропаганды ОТ с
использованием внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов,
малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.;
– доведение до сведения
работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об ОТ,
коллективного договора, соглашения по ОТ организации;
– рассмотрение писем,
заявлений, жалоб, касающихся УТ и ОТ, подготовка предложений руководителю
организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.