Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.
Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд
(труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников).
Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что
приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности,
увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений
в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.