C 1 декабря в России вводится обязательная маркировка средствами идентификации для 10 групп товарных наименований, среди которых покрышки, обувь, парфюмерия, несколько видов мужской и женской верхней одежды (плащи, куртки, пальто, полупальто и другие), белье, табачные изделия, а также рабочая одежда, выполненная из композиционной или натуральной кожи.
Основная цель маркирования продукции – сокращение оборота контрафактных изделий. На ярлыке или упаковке товара будет находиться QR-код либо радиочастотный чип, содержащий информацию об изготовителе и дате производства продукции. К 2024 году чиновники планируют распространить маркировку на все без исключения товарные группы.
С помощью цифровых меток можно отслеживать движение товара от изготовителя к покупателю. Подделать такую метку практически невозможно, так как уникальный цифровой код присваивается не партии товаров, а отдельной упаковке. Любые связанные с ней действия хранятся в единой системе, доступ к которой получат контрольно-надзорные органы. Товары будут иметь свой цифровой паспорт подобно человеческому. Потребители получат возможность сообщать надзорным органам о подозрительной продукции. В конечном итоге потребители будут защищены от потенциально опасных товаров, способных нанести вред здоровью.
Одна из проблем, тревожащая предпринимателей, связана с наличием общих правил маркировки (утверждены правительственным постановлением от 26 апреля 2019 года №515) и одновременным отсутствием порядка маркировки конкретных товаров. Пока существуют только проекты, которые внесены на рассмотрение в Кабмин.
Как пояснили в Минпромторге, дополнительно созданные проекты маркировки продукции включают соответствующие сроки вступления в силу остальных требований к рыночным участникам с учетом специфики отраслей, сформировавшихся бизнес-процессов и наличия определенных объемов немаркированных изделий. Предприниматели и ритейлеры получат возможность распродать товары, чья маркировка не удовлетворяет новым требованиям.
В IV квартале 2020 года вступит в силу запрет на изготовление и импорт не прошедших маркировку духов, покрышек, текстильных изделий и фотокамер.
МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТСУТСТВИЕ МАРКИРОВКИ
За несоблюдение требования по маркировке продукции предусмотрена административная ответственность по ст. 15.12 КоАП РФ. Для индивидуальных предпринимателей она составит 5-10 тыс. рублей, для юридических лиц 50-100 тысяч. В обоих случаях предусмотрена конфискация предметов административного правонарушения.
Вне закона находится и реализация изделий без обязательной маркировки, а также их хранение, транспортировка и приобретение с целью дальнейшего сбыта. Кроме того, в Кабмине озвучили введение штрафных санкций за внесение в государственную систему недостоверных сведений о товаре.
ОПЕРАТОР ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКИ
По распоряжению премьера Д. Медведева оператором цифровой маркировки стал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который принадлежит USM Holdings А. Усманова и Госкорпорации «Ростех». Сейчас ЦРПТ маркирует табачную продукцию и меховые изделия и в тестовом режиме отрабатывает технологии маркировки обуви и лекарств.
Предположительно стоимость маркировки единицы товара может составить 0,5 рубля без НДС. Совокупные расходы на создание системы маркировки составят свыше 250 млрд рублей. При этом в ЦРПТ подчеркнули, что затраты не коснутся федерального бюджета, так как система формируется в рамках государственно-частного партнерства. Очевидно также и то, что оператора цифровой маркировки ждут в скором времени стабильные многомиллиардные прибыли.
[ Регистрация | Вход ]