Сочетание «сохранение жизни и здоровья персонала» в определении понятия «охрана труда», подчас, кажется привычным слуху. Не каждый действительно понимает, какую роль играет контроль в этой сфере за тем «кто», «что» и «как именно» делает. Поэтому в ходе подготовки работников к безопасному труду самым наглядным материалом являются хроники несчастных случаев с аналогичных производств. В мае 2021 года водоканал Таганрога Ростовской области к несчастью стал таким примером .
Группа работников задохнулась в машинном отделении очистного сооруженияв ходе проведения плановых ремонтных работ по замене задвижки трубопровода. Ввиду обыденности работы оформленный наряд-допуск оказался лишь бюрократическим прикрытием, ведь имеющиеся средства индивидуальной защиты органов дыхания не функционировали.
Причиной трагедии стала газовая пробка. Удаление стоков из коллектора прошло в штатном режиме, временную заслонку для трубы в виде клеенки подготовили. Работа насоса не прекращалась, но вентилирование отключили – страшась замыкания кнопки. Остановка потока воды после снятия задвижки никого не смутила… Тогда метан, газ без цвета и запаха, уже шел в помещение, а следом возобновилось течение загрязненной воды. По свидетельству пострадавших, но выживших очевидцев, именно в эту секунду все потеряли сознание. Смертельный исход 12 человек был вызван вдыханием концентрированного метана, сопутствующий фактор – вода, люди падали без сознания и тонули. В состав бригады по наряд-допуску официально вошло трое человек, не официально – 3 смены персонала данного участка и руководитель цеха. Среди погибших значится и охрана учреждения – в аварийной ситуации их присутствие обязательно для дальнейшего развертывания цепочки спасательной операции.
Наличие конкретно метана в данной трубе тоже объяснено очевидцем происшествия в источнике Baza: «По всему Таганрогу стоят бывшие заводы, а на заводах — цеха, а в цехах — левые производства, иногда токсичные. Химикаты — в бочку, бочку — в машину и ночью за город, вылили в канализацию, а эти химикаты попадают на очистные и убивают бактерии в аэротенках, которые, в отличие от сока ботвы, действительно очищают стоки на станции.»
Напомним, что СИЗОД в виде шлангового противогаза применяют при газоопасных работах. Если работы проводят в колодцах или котловане – вначале следует проверить уровень загазованности. При условии «безопасной среды» (уровень содержания кислорода не менее 20%, уровень вредных паров и газов меньше ПДК) ответственный за производство работ может допустить к работам без СИЗОД.
По результатам предварительного расследования пока ключевым ответчиком за происшествие признан главный инженер водоканала. Ему объявлена мера пресечения в виде ареста. В перспективе уголовного производства «нарушение правил безопасности при ведении работ, повлёкшем по неосторожности смерть двух и более лиц» ;может повлечь от 3 до 7 лет тюремного заключения.
А еще в этой истории нельзя не сказать о технологиях очистки. Еще недавно водоканалы подвергали осадок сточных вод компостированию, при этом уничтожение яиц паразитов обеспечивалось на 98%. В 21 веке компостирование исключили из перечня разрешённых.
Станция сырого осадка, где случилось ЧП, служит предбанником для так называемой пуролатной станции. Сточные воды и сырой осадок на пуролатной станции очищаются от глистов по сути соком картофельной ботвы. Дорогостоящий препарат, содержащий этот сок, включен в СанПиН и водоканал его закупает. На это уходила пятая часть всего водоканаловского бюджета. Препарат уже был признан пустышкой комиссией РАН, кроме того его стоимость в несколько тысяч рублей за литр по мнению экспертов - мошенничество, т.к. получается, что 1 грамм проростков картофеля в два раза превышает стоимость 1 грамма чистого золота. Ради объективности отметим, что это не единственный метод для обеззараживания стоков, но другие способы еще более затратные, а порой и совершенно невыполнимые.
[ Регистрация | Вход ]