Самые совершенные на сегодняшний день цифровые технологии
могут принести не только восторг от их обладания и использования, но и стать
причиной возникновения устойчивого синдрома укачивания и, возникающих на этом
фоне, мигреней. Последнее время очень
модным стало использование 3D технологий, GooglGlass, реалистичных видеоигр,
подменяющих реальность вымышленной картинкой и объемными изображениями.
Некоторые люди не замечают данных изменений пространства, но часть населения,
подверженная «морской болезни» с трудом переносит нововведения. После выхода
новой операционной системы от Apple, от пользователей начали поступать жалобы
на дискомфорт от ее использования. Дело в том, что при ее разработке
используется эффект параллакса, который делает интерфейс операционной системы
трехмерным.
В зависимости от
положения глаз пользователя видимое положение объекта может меняться
относительно фона, тем самым создавая эффект чередования слоев. Эффект
параллакса играет важную роль в астрономии и… теперь уже и в нашей обычной
жизни. Мы сравнительно недавно начали узнавать о такого рода болезни, но,
например, солдаты армии США на протяжении десятилетий сталкиваются с
неприятными ощущениями тошноты и дезориентации в пространстве после
использования специальных тренажёров. Глядя на цифровой экран наше зрение
воспринимает происходящее как движение и адаптируется к этому, хотя на самом
деле мы находимся на месте. Такой диссонанс и порождает «цифровое» укачивание.
Компания, которая
разрабатывают специальные системы для виртуальной реальности OculusRift
столкнулись с эффектом отставания между тем, что пользователи видят, находясь в
«виртуальном» шлеме, и тем, что воспринимает их мозг, что так же приводит к
эффекту укачивания. Эксперты говорят, что полностью устранить этот недостаток
не представляется возможным.
Трехмерные дисплеи
также имеют массу проблем. После выхода знаменитого и оскароносного «Автара» с
3D-эффектами, многие люди по всему миру стали жаловаться на неприятные ощущения
тошноты, головокружения и дезориентации в пространстве после просмотра данного
фильма. Когда обе зрительные линии сходятся на одном предмете, возбудившем
внимание, возникает естественный процесс, называемый конвергенцией. При
нарушении этого процесса, например при «раздвоении» изображения, связанного с
3D-эффектом, нарушается зрительное восприятие и наступает тошнота, головная
боль и головокружение.
Эксперты в области 3D
технологий и технологии, работающих на эффекте параллакса сходятся в одном, что
для людей с «тонкой» организацией использование современных высокотехнологичных
приборов просто исключено, так как даже небольшое время взаимодействия со
смартфоном может вызвать головокружение, использование виртуальных очков может
стать причиной тошноты и головных болей, а шлем для виртуальной реальности и
вовсе заставит корчиться на полу. Хорошо, когда технологии развиваются и
приносят все новые и новые впечатления в нашу жизнь, но что делать, когда
данные впечатления хотелось бы больше никогда не испытывать?
Ольга
Иванова
[ Регистрация | Вход ]