Специальная оценка условий труда
граждан будет касаться надомников и дистанционных работников. Такую оценку
будут проводить не реже одного раза в пять лет. Госдума в понедельник
в третьем чтении приняла пакет законов, регламентирующих правила
и процедуру специальной оценки условий труда граждан РФ.
Установлено, что спецоценка
условий труда будет проводиться не реже одного раза в 5 лет
в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России. Отмечается,
что оценка условий труда не будет касаться надомников, дистанционных
работников и лиц, вступивших в трудовые отношения
с работодателями, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Четыре категории
В основном законе прописано разделение условий труда
по степени вредности и опасности на четыре класса: оптимальные,
допустимые, вредные и опасные.
Одним из новшеств спецоценки рабочих мест станет
то, что процедура вводит дифференциацию дополнительного тарифа
в Пенсионный фонд России за вредное и опасное производство
в зависимости от реальных условий труда. Кроме того,
на основании результатов оценки условий труда будет устанавливаться объем
гарантий и компенсаций сотрудникам за работу во вредных
условиях.
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены
вредные и (или) опасные производственные факторы, работодатель подает
в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда
государственным нормативным требованиям охраны труда. Если в период
действия декларации произошел несчастный случай на производстве (за
исключением несчастного случая, происшедшего по вине третьих лиц)
или у работника выявлено профессиональное заболевание, то в отношении
такого рабочего места действие декларации прекращается и проводится
внеплановая оценка условий труда.
Кто проводит оценку
Результаты проведения спецоценки условий труда
передаются в Федеральную государственную информационную систему.
Предполагается, что эта система заработает с 1 января 2016 года, а до
этого момента сведения будут передаваться в Роструд.
Обязанность по передаче результатов возлагается
на организацию, проводящую спецоценку условий труда. В качестве экспертов
этой организации могут быть лица, прошедшие аттестацию Минтруда России
и имеющие сертификат эксперта.
Минтруд России осуществляет формирование
и ведение реестра организаций, проводящих спецоценку условий труда
и экспертов. Государственный контроль за соблюдением требований
закона осуществляется Рострудом. Кроме того, предусматривается
и профсоюзный контроль.
Ужесточение ответственности
Второй принятый закон вносит соответствующие изменения
в Трудовой кодекс РФ, в КоАП, в Уголовный кодекс, а также
акты пенсионного законодательства РФ. Документ ужесточает административную
и уголовную ответственность за нарушения законодательства об охране
труда.В УК РФ предусматривается увеличение размера наказания
за нарушения требований охраны труда, если это повлекло
по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. В том числе,
ужесточается ответственность (до пяти лет лишения свободы) за нарушение
требований охраны труда, если это повлекло по неосторожности гибель двух
и более лиц.
В КоАП РФ выделяются наиболее опасные для жизни
и здоровья работников нарушения законодательства об охране труда
в отдельную статью. Она предусматривает несколько составов правонарушений:
нарушение порядка проведения оценки условий труда или ее непроведение,
допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения
обязательных медосмотров, психиатрических освидетельствований, а также
в случае медицинских противопоказаний, допуск работника,
не прошедшего обучения и не обеспеченного средствами индивидуальной
защиты.
[ Регистрация | Вход ]