Тревога за деньги. Суд отказал посредникам в передаче сигнала о пожаре
На днях суд отказал в иске к 15-ому отряду федеральной
противопожарной службы по Ленинградской области одной местной фирме, которая
хотела обязать спасателей передавать извещения о пожаре по ее коммерческой технологической
схеме, используя ее оборудование. Суд не согласился с истцом, отметив в
решении, что если пожарные не хотят больше работать с фирмой, то имеют полное
право. Основания для этого - Федеральный закон №123 "Технический регламент
о требованиях пожарной безопасности", Федеральный закон №126 "О
связи" и ведомственный приказ № 743 МЧС России от 28.12.2009 года. Это решение суда
по, казалось бы, малозначительному частному иску, на самом деле, затрагивает
саму суть организации противопожарного дела в нашей стране и должно иметь
глобальные последствия. Суд, если говорить простым языком, постановил следующее
- коммерческие посредники в противопожарном деле вне закона.
Кто же хотел
зарабатывать на горе людей и возможно ли такое вообще? Как оказалось, не только
возможно, но и общепринято. Расхожее мнение о том, что тревожный сигнал после
возникновения пожара идет сразу на пульт "01", до недавнего времени
не соответствовало действительности.
В стране работали и
продолжают работать частные охранные организации и мониторинговые компании,
причем их много, которые оказывали и зачастую продолжают оказывать услуги по
передаче сигнала о пожаре не напрямую в пожарную часть, а через свои
мониторинговые центры и за это взимают деньги. То есть они используют свои технические
гаджеты и системы, чтобы ретранслировать сигнал бедствия на пульты МЧС, являясь
посредниками между МЧС и, скажем, больницей.
Стоит подобная
коммерческая деятельность государству недешево - примерно 10 миллиардов рублей
ежегодно. Но деньги деньгами, а проблема заключалась еще и в том, что
увеличенная цепочка прохождения сигнала приводила к сбоям, ложным срабатываниям
и тому, что сигнал тревоги доходил не мгновенно, а с задержками, а в некоторых
случаях и вообще не доходил до пожарных
Эта удручающая картина
выяснилась после проверок МЧС по итогам нескольких крупных пожаров на социально
значимых объектах. Итогом проверок стало принятие руководством ведомства
решения о создании собственной бесплатной системы автоматической передачи
сигнала о пожаре по закрытому радиоканалу Минобороны напрямую в пожарную часть
без посредников. Система получила наименование "Стрелец Мониторинг" и
была принята на снабжение приказом №743.
Как сказано в
решении суда, который длился ровно год: "Непосредственной целью приказа
МЧС № 743 является материально-техническое обеспечение избранной МЧС России
технологической схемы передачи извещения о пожаре, которая позволяет,
во-первых, максимально сократить время реагирования подразделений пожарной
охраны на извещение о пожаре, во-вторых, обеспечивает автоматический вызов
подразделений пожарной охраны с объектов системы социальной защиты населения
без участия персонала объектов и каких-либо посредников".
Для чего суду
понадобилось подробное исследование и растолкование нормативной законодательной
базы МЧС по противопожарной безопасности? Все дело в том, что по мере того, как
региональные подразделения МЧС начали внедрять систему "Стрелец",
стало расти и противодействие со стороны фирм-посредников, которые лишались
своего куша. Они стали использовать все возможные методы, чтобы остаться у
кормушки. Например, стали жаловаться в антимонопольную службу на производителей
"Стрельца", на то, чтобы признать приказ МЧС противоречащим закону
"О конкуренции". Ну и, в частности, стали обращаться в суды,
используя собственное толкование законов, регулирующих противопожарную
деятельность. Причем, коммерсанты торопились, поскольку закон ФЗ №123, в
котором четко предусмотрено, что посредников при передаче сигнала о пожаре с
социальных объектов быть не должно, вступит в силу только в июле будущего года.
Но они не учли
важного момента, что их деятельность незаконна, независимо от вступления в силу
ФЗ №123, поскольку, подключаясь к "Стрельцу-Мониторингу", посредники
присоединяют свою сеть связи к сети спецсвязи МЧС. И помимо того, что это
запрещено законом "О связи" №126, подобное подключение представляет
собой в прямом смысле угрозу национальной безопасности. Из-под контроля МЧС
выводятся все подключенные социальные учреждения и объекты с массовым пребыванием
людей, поскольку посредник сам решает передавать сигнал о пожаре в пожарную
часть или нет. А где гарантия, что подобное посредничество не приведет к
диверсиям и резонансным трагедиям, если учесть, что многие больницы и дома
престарелых зачастую располагаются в деревянных постройках?
И это не пустая
страшилка, поскольку в ходе судебного разбирательства вскрылись правовые уловки
посреднических фирм. Оказывается они, зарабатывая на школах и больницах деньги,
еще и обезопасили себя от возможных исков и претензий хитрыми пунктами в
заключенных договорах, не гарантируя доставку сигнала и не неся
ответственности, если сигнал не пройдет по причине поломки их собственного
оборудования.
Суд этот момент
также отметил, хотя питерская фирма, подавшая иск, и не оспаривала закон
"О связи" № 126. Отстаивая свое право на посреднические услуги, фирма
использовала в вольной трактовке лишь приказ МЧС №743, что мол да, МЧС хоть и
приняла на вооружение "Стрелец-Мониторинг", но не запретила
подключаться к нему другим системам фирм-посредников.
Суд же постановил,
что этот вопрос находится исключительно в компетенции самого МЧС. По идее,
после такого решения суда, работой посреднических фирм должны бы
заинтересоваться правоохранительные органы, ведь суд явно намекнул на
мошенничество со стороны фирм, которые деньги берут, а за доставку сигнала SOS
не отвечают.
Пока же пожарные
рады, что хоть один вопрос с претензиями в их адрес закрыт. Но фирм-посредников
по стране много. И недавние трагедии в больницах в Дмитровском районе и
Новгородской области доказывают, что проблема не решена. А те, кто
ретранслировал сигнал, до сих пор продолжают свою деятельность.
[ Регистрация | Вход ]